здоровой «динамичной маскулинностью», принадлежит юнгианскому аналитику Гарету Хиллy, он высказал ее в своей книге «Маскулинное и фемининное: естественный поток противоположностей в психике». Хилл считает, что существуют четыре базовые гендерные конфигурации: статичная фемининность, динамичная фемининность, статичная маскулинность и динамичная маскулинность. Примером современной динамичной фемининности в России может служить все возрастающий интерес к изучению психики, к работе со снами, к исследованию комплексов. В противоположность ей попробуем вообразить, вслед за Бердяевым, тот самый образ статичной фемининности, упомянутый Гаретом Хиллом. Фемининность в своей статичной форме может иметь крайне консервативное выражение в политике и тормозить любые процессы развития. Обычно мы ожидаем, что культура, укорененная в статичной фемининности, периодически смещается к полюсу динамичной маскулинности, которая часто бросает вызов традиционным формам и старается пересмотреть прежние установки. Но в культурах с ярко выраженным материнским комплексом есть тенденция к сильному сопротивлению подобному естественному смещению. Когда материнский комплекс становится доминирующим в чувствах и в принятии решений, сама культура не способна двигаться ни в каком другом направлении, кроме консерватизма, попадая в ловушку статичности, вязкости. При этом развитие фемининности оказывается в своеобразной петле, которая приводит к культурной стагнации.
Как нам известно, маскулинный и фемининный принципы, описываемые в юнгианской психологии, являются архетипами, и как таковые они проявляются в обоих гендерах. К примеру, лично я воспринимаю группу Pussy Riot, ваших девушек, которых бросили в тюрьму за то, что они таким способом выразили свой протест, как отчаянный призыв к переменам, архетипически порожденный, по моему разумению, динамичной маскулинностью, даже если она была выражена голосом группы женщин. Выразив себя таким образом, так сказать, с помощью своего здорового Анимуса, эти женщины попытались противостоять тому самому «вечно бабьему». Таким образом, культура, посылающая за колючую проволоку таких как Pussy Riot, принимающая законы, запрещающие людям положительно высказываться о гомосексуальности, такая культура не просто запрещает поведение людей, которое она традиционно рассматривает как экстремистское или неадекватное, она накладывает запрет на свой собственный шанс психологического обновления.